Как я уже писал во вторник, финансовые рынки, в принципе, так устроены, что обвал никогда не является непрерывным - за падением следует коррекция... после которой опять происходит падение. Поэтому приостановление падения вовсе не является индикатором начала восстановления. Разумеется, любое падение когда-либо прекращается. Однако я на 99% уверен, что пока что речи о конце падения идти не может быть.

Аргумент очевиден. Коронавирус продолжает очень активно распространяться. Мы регулярно получаем новости о новых странах - очагах распространения коронавируса. В ответ самые разные страны принимают драконовские меры об ограничении массовых собраний, поездок, да и вообще любой активности. Есть все основания полагать, что таких новостей еще будет очень много, а сам коронавирус заразит и, к сожалению, унесёт жизни еще очень многих людей. И рынок будет отыгрывать все эти новости по мере их поступления. Конечно, сторонники теории эффективных финансовых рынков мне возразят, что все будущие ожидания по коронавирусу уже должны сидеть в текущей цене активов. Но я в текущей ситуации в это не верю - скорее, финансовые рынки будут еще несколько недель "открывать для себя" вновь и вновь, насколько вредителен оказался коронавирус. По правде говоря, я и сам не предполагал столь значительных последствий, но, как мы видим, они материализуются и, по всей видимости, продолжатся материализовываться.
Соответственно, лично я буду оставаться в ближайшие недели в низкорисковых активах.
Когда развалилась сделка ОПЕК+, с нашей стороны мы слышали два основных аргумента: 1) Производители сланцевой нефти из США набирают долю рынка за наш счет; 2) Мы, в общем и целом, недовольны условиями, которые нам пытается навязать Саудовская Аравия в виде сокращений за наш счет.
The Economist опубликовал отличный график, который позволяет провалидировать эти 2 тезиса.
С первым тезисом сложно не согласится - США, действительно, набирали долю рынка за счет традиционных производителей нефти.
Но во со вторым тезисом, по справедливости, согласиться сложно. Как мы видим, в качестве swing producer как раз выступали саудиты - именно они сокращали производство наиболее существенным образом, что позволяло поддерживать высокие цены на нефть. Мы же, в свою очередь, сокращали добычу гораздо менее значительно. Все это говорит о том, что да, мы молодцы с точки зрения переговоров, долго удавалось прогибать саудитов на выгодные для нас условия. Но объективно нет места эмоциям о том, что Саудовская Аравия пытается что-то сделать за наш счет - объективно это не так.
В США удивляются, что на фоне кризиса доходность ипотечных облигаций выросла, а не снизилась. И это при том, что безрисковая доходность снизилась. Таким образом, выросла риск премия на ипотечные бонды.
Ну что же, в США могут удивляться, а вообще-то развивающиеся страны к такому привыкли. Во времена неопределённости ставки растут, а не снижаются, что отражает возросшие риски. В развитых странах к этому не привыкли, потому что у них по факту работает не так, но вообще, с точки зрения здравого смысла, именно так и должно быть.
ФРС только что опустил ставку на 1 п.п. до 0-0.25%, также объявил о покупке ценных бумаг на 700 млрд долларов. Это решение было объявлено во внерабочее время и лишь спустя небольшое время после предыдущего несколько неожиданного снижения ставок.
Ситуация выглядит крайне серьезной, и есть основания полагать, что дальше будет ещё хуже. Во многом похоже на панику. В некотором роде поведение напоминает экстренное поднятие ключевой ставки с 10.5% до 17% нашим ЦБ поздно вечером 15 декабря 2014. Все хорошо помним, что происходило 16 декабря 2014.
Вовсе не уверен, что это экстренное снижение ставки «убедит» рынки не падать на предстоящей неделе.
Коронавирус окажется хорошим экзаменом для властей из разных стран. Будет видно, какие правительства способны в практически равных условиях выполнять свою работу, а какие - нет (несмотря на большое количество лозунгов и заявлений о том, какие они великие). Коронавирус может оказаться тем абсолютно объективным индикатором, который покажет, власти каких стран умеют работать, а каких - только заниматься пиаром и разговаривать.
«Генералы всегда готовятся к предыдущей войне». Именно это мы сейчас наблюдаем на фоне финансового и экономического шока от коронавируса. После кризиса 2008-2009 регуляторы максимально душили банки новым регулированием, стараясь не допустить повторения кризиса по тому сценарию. Но реальность преподнесла нам сюрприз - мы получили совсем иной шок. И никто не понимает, что делать для того, что митигировать его последствия. Финансовые власти научились бороться с кризисами типичного формата - именно поэтому кризис 2008-2009 был достаточно безболезненным. Для негативного «вдохновения» есть другой пример - Великая депрессия 1929-1933. В то время не было такого хорошего понимания, как отвечать на шок. Как следствие, кризис был очень болезненным и долгим. Нет никаких гарантий, что в этот раз ситуация не пойдёт по негативному сценарию.
На финансовых рынках происходят поистине уникальные события:
1. Доходность US Treasury Bills (краткосрочные гос. облигации США) стала впервые отрицательной. США намного дольше шли к отрицательным ставкам, чем многие другие развитые страны, но тоже пришли туда же.
2. Рынок гос. долга развитых стран стал вести себя достаточно не типично - в ответ на рост рисков доходности длинных облигаций стали расти (вместо того, чтобы снижаться, как это обычно бывает). Тем самым, такое поведение стало больше напоминать поведение долговых рынков развивающихся стран. Всем сейчас нужна ликвидность, а для этого нужен кэш или очень короткие cash-equivalent финансовые инструменты.
Фондовый рынок конечно страдает, но в то же время у многих появилась приобрести акции разных компаний по довольно низким ценам, что в дальнейшем может хорошо повлиять на финансовую способность населения.
ОтветитьУдалить